Учим малыша основам безопасности. Опасные ситуации. Как избежать

Ваш малыш растет и сует свой маленький носик, а также ручки везде, где только можно? Теперь вы, заботясь о его безопасности, закрываете двери шкафов на ключ или завязываете, так, чтобы они не открывались, розетки закрываются заглушками, креслами или тумбочками, а все опасные и острые предметы лежат вне досягаемости шаловливых ручек? Все родители прошли через это. Но вот малыш подрос, он уже может отодвинуть кресло, вытащить заглушку и развязать ручки шкафа. Вы уже не можете быть уверены, что он защищен и находится в безопасности, когда находится без Вас. Понятно, что заключить малыша в замкнутом пространстве без опасного окружения невозможно. Тогда встает множество вопросов. Как объяснить малышу опасность, которую несут в себе окружающие его домашние бытовые приборы? Как воспитать у ребенка культуру безопасности? Когда и как нужно прививать ребенку понятия о том, что можно и чего нельзя?
Многие родители пытаются напугать ребенка. Действительно, для того чтобы научить ребенка безопасному поведению, нужно, чтобы в определенных ситуациях у него возникал страх. Но лучше не запугивать, а предоставить информацию о потенциальных опасностях и объяснить, а также научить ребенка как вести себя в опасных ситуациях. Нормального здорового ребенка практически невозможно запугать. Поэтому, не лишним будет постоянно, почти ежедневно, напоминать об опасностях, которые его окружают. Например, о том, что утюг горячий, иголки и ножницы острые, а газовая плита – только для взрослых.
Дети по природе своей практически лишены страха, они любознательны, а осторожность при обращении с определенными предметами, настороженность при контактах с окружающими – качества отнюдь не врожденные, они приобретаются в процессе воспитания.
Но ведь есть и излишне осторожные и боязливые дети, возразите вы. Да, есть дети, которые, кажется, боятся всего на свете и не отходят от мамы ни на шаг, привыкнув прятаться за ее спину. Однако, их осторожность не менее нуждается в формировании и коррекции, чтобы в случае чего, ребенок мог принять правильное решение в той или иной ситуации, ведь мама не всегда будет рядом. Таких детей очень важно научить правильно оценивать ситуацию. В этом случае лучше сделать упор не на потенциальную опасность, а на то, какие действия надо предпринять. Например, если обжегся – приложи что-то холодное. Дети, которые отличаются боязливостью, обычно столбенеют в случае опасности, и там, где более темпераментный ребенок убежит, трусишка может спасовать, поэтому учить правильно реагировать на опасность нужно абсолютно всех детишек. С какого возраста нужно объяснять ребенку что можно, а чего нельзя?
Специалисты считают, что в возрасте около шести месяцев у ребенка появляются реакции страха при встрече с незнакомыми ему новыми предметами и людьми. В этом возрасте ребенок уже осознает себя как нечто, отдельное от матери, и у него пропадает чувство защищенности. До двух-трех лет безопасность ребенка зависит в основном от взрослых. Но это не значит, что нужно отложить знакомство с правилами безопасности до более сознательного возраста.
Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше. Начинать надо уже тогда, когда малыш может достать до края стола или добраться до розетки. Когда ребенок начинает общаться со сверстниками и другими окружающими людьми, стоит начать обращать его внимание на то, что не все окружающие добры и не у всех них имеются благие намерения. К четырем годам дети, обычно, ведут себя достаточно разумно. Они уже должны быть знакомы практически со всеми потенциально опасными предметами и ситуациями. Родители должны позаботиться об этом и вовремя рассказать о них своим детям. Это и есть фундамент культуры безопасности. Теперь взрослым предстоит следующий этап. Детское любопытство безгранично, поэтому не уставайте напоминать четырех-, пяти- и даже шестилетки ребенку о том, чего делать нельзя и что нужно делать с осторожностью. К семи годам, к школе, ребенок должен быть осведомлен обо всех опасностях, окружающих его дома и на улице, чтобы вовремя распознать или предупредить опасную ситуацию – это должно в ходить в обязательный план развития ребенка.

Как объяснить ребенку опасность бытовых приборов?  Как заставить малыша понять, что такие интересные с его точки зрения вещи, как розетки или острый ножик могут быть очень опасны? Маленькие дети не знают чувства страха, а их любознательность беспредельна. Эти качества даны им самой природой, для того. Чтобы ребенок мог узнавать окружающий мир во всем его многообразии. Детей не пугают ни горячий утюг, ни открытое окно, ни горячая сковородка. Ребенок бесстрашно тянет кота за усы и сует в рот красивые бабушкины таблетки. Естественно, взрослые пытаются всеми возможными способами обезопасить пребывание малыша дома, но всего предусмотреть нельзя, поэтому родители должны с самого раннего возраста рассказывать детям о потенциальной опасности бытовых приборов.
Долгих объяснений малыш не поймет,  поэтому мы советуем сделать так: «Плита – ай, горячо – обожжешься!», «Ток, розетка – опасно!», «Ступеньки бах, осторожно!». Говорить это нужно эмоционально, с соответствующей интонацией, так, чтобы ребенок почувствовал беспокойство в голосе взрослого и поверил, что опасность реальна. Даже у маленького ребенка должны быть табу, которые нельзя нарушать ни в коем случае. Чтобы выработать у ребенка рефлекс, поскольку убедить малыша доводами вряд ли удастся, стоит выбрать какое-нибудь слово, например, «Стой!», или «Нельзя!» и использовать его только в тех случаях, когда ребенок, приближается к опасному предмету. Такой прием пригодится и дома, и на улице, например, когда ребенок заиграется и бросится к проезжей части за покатившимся мячом. Кстати, книжки со сказками, особенно русские народные, – прекрасные пособия по безопасности. «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Красная Шапочка» – все они, содержат в себе описание опасных ситуаций и инструкции о том, как из них выйти. Нужно только обратить внимание ребенка на это. При этом, не забывайте, что дети все же должны познавать окружающий их мир, поэтому не стоит запрещать ребенку слишком много. Пусть малыш знакомится и с опасными вещами и предметами, но только под присмотром взрослых. Если вы дадите ему погладить белье утюгом вместе с вами, он вряд ли сам потянется к нему в ваше отсутствие, зная, что проще попросить взрослого сделать это вместе. Разрешите ребенку разрезать хлеб или забить гвоздь, а потом уберите нож или молоток подальше, до следующего раза. Так ребенок лучше и быстрее привыкнет к опасным вещам и научится с ними обращаться. То же самое относится и к опасностям, подстерегающим малыша на детской площадке. Научите ребенка осторожно лазить на горки и качели. Это поможет избежать травм.

VN:F [1.9.1_1087]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Читайте также:
Учим детей терпимости
Как повысить самооценку ребенка
Эта опасная прогулка -руководство по безопасности
Малыш учится этикету
Учим буквы с помощью магнитной азбуки