Посчитаем до 100 или что такое цифра? Дела школьные

Почти все выпускники детских садов сейчас могут похвастаться этим достижением. Да, ребенок, который идет в школу, в наше время уже должен уметь читать, считать и много чего еще. С этой целью, создается множество кружков и дополнительных занятий по подготовке детей к школе.

Хорошо, если ваш ребенок сообразительный и ему легко все удается, но есть дети, которые явно мучаются, посещая такие кружки и пытаясь так сказать «дорасти» до уровня первоклассника. Да, благодаря таким занятиям, практически все могут перед школой досчитать до ста, но вот понимают ли дети, зачем вообще эти самые цифры нужны и что с ними делать?

Пока ребенок считает в пределах 10 (пусть даже 20), на помощь ему приходят красивые картинки и счетные палочки. Но вот приходит время начинать прибавлять и вычитать числа в пределах сотни. И тут ребенок теряется. Он не может представить себе как можно на пальцах, палочках или конфетах посчитать, например 23+5.

Я все это пишу, потому что не более полугода назад объясняла своему пятилетнему сыну, как решать подобные примеры и наглядно увидела, как ребенок потерялся и не знал, что с этими числами делать. Ну, на самом деле без помощи пальчиков поначалу не обошлось. Ребенок четко ассоциировал счет с количеством каких-либо предметов (в нашем случае – пальцев). Просто я сказала: «Представь, что 23 пальца уже есть (звучит нелепо конечно, но помогло) и тебе нужно только добавить 5». Ребенок решил задачу сразу же. Именно тогда я поняла, что ребенок и взрослый человек воспринимают цифры совершенно по-разному.

Дети считают конкретные предметы, а цифры для них всего лишь непонятные закорючки на бумаге. Для облегчения задачи подойдет магнитная классная доска с разноцветными цифрами. Визуализация облегчит запоминание образа цифры. Но вернемся к предметам.
Проведите эксперимент: поставьте перед ребенком предметы и задайте задачу с этими предметами. Например, 5 шариков плюс 4 шарика. А теперь то же самое, но с предметами, которые ребенок не видит. Например, летело 7 самолетов, 4 самолета приземлились, сколько самолетов еще летит? Если ваш ребенок не задумался и правильно все решил – значит все хорошо. А если он остановился, пытаясь представить себе самолеты, вам стоит позаниматься с ним.

Задумайтесь, как вы сами решали эти задачи пока читали? Вы ведь не считали ни самолеты, ни шарики – вы оперировали числами. А ребенок представлял все эти предметы.

Это особенность детской психики на этом этапе развития – представлять количество физически, буквально, ведь по-другому они еще не умеют. Но ведь и все детские пособия нацелены на то, чтобы вызвать у детей эту ассоциацию «предмет-число». На страницах книг даны примеры 2 + 2 = 4, где возле каждой цифры нарисовано соответствующее количество яблок, белочек или ромашек, и ребенок уверен, что «складывает» он именно яблоки. Да, это хорошо, при начальном обучении и дети легко запоминают числа, но стоит все же объяснить ребенку, зачем на самом деле нужны цифры. Иначе, на следующем этапе обучения счету, дети столкнутся с проблемой.

Пройдет немало времени, прежде чем ребенок поймет функцию цифр и начнет использовать их по назначению. Поэтому, постарайтесь подтолкнуть его к правильному пониманию значения цифр. Попытайтесь на детском языке объяснить ребенку, что же такое на самом деле цифра и зачем она пристает к яблокам, белочкам и ромашкам. А то выходит, что умение считать до 100 это скорее запоминание наизусть трудного стиха, чем математика.

Ребенок учится считать

VN:F [1.9.1_1087]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
Посчитаем до 100 или что такое цифра?, 10.0 out of 10 based on 1 rating Читайте также:
Что такое позитивное воспитание?
Зачем ребенку театр?
Что такое оригами?
Играем в лото и учимся!
Учим буквы с помощью магнитной азбуки