Тишина вокруг. Особенные дети. Дети с нарушением слухаВсе малыши очаровательны. Доверчиво и трогательно они смотрят на нас ясными, сияющими глазёнками. Мы радуемся и умиляемся, но время от времени нам становится неспокойно. У них впереди жизнь – большая, полная препятствий, угроз и проблем, а они такие крохотные и беззащитные… Но если даже здоровые и благополучные детки вызывают у нас тревогу за их будущее, то что же говорить о тех, кому природа уготовила особенно суровые испытания прямо с первых дней жизни?

Здоровому человеку невозможно представить, что это такое – мир без звуков. Без нежного голоса мамы. Без звонкого тявканья любимой собачки. Без шума летнего дождя и звона капели весной. Без музыки, радующей душу и утешающей в грустную минуту. А ведь это ещё не всё. Глухой ребёнок не только обделён в восприятии всего многообразия окружающего мира. Социальная изоляция – вот где бомба замедленного действия. Нет слуха – нет и речи! Ребёнок не понимает окружающих его людей и сам, в свою очередь, остаётся непонятым. Он даже не может пожаловаться, если ему страшно или у него что-то болит…

Отсутствие полноценного контакта с окружающими людьми неизбежно приводит к остановке умственного и психического развития, а в итоге угрожает аутизмом.

Так неужели ничего нельзя сделать? Неужели маленький человечек, который так же, как и остальные дети любит бегать, шалить, узнавать новое, который нуждается в любви и понимании – приговорён к глубокому одиночеству до конца жизни?

К счастью, это не так. Существуют и медицинские, и социально-психологические методы, которые помогут малышу компенсировать свой физический недостаток и стать полноценным членом общества.

Успех придёт в те семьи, где родители, понимая свою ответственность перед ребёнком, готовы с бесконечным терпением и настойчивостью выполнять необходимые действия. Нужно настроиться на то, что результат не будет скорым и научиться радоваться (обязательно вместе с ребёнком!) даже самой крошечной победе.

Прежде всего, постарайтесь как можно раньше выявить патологию слуха. Для этого не отказывайтесь от профилактических посещений ЛОР-врача. У любого ребёнка, неважно, глухой ли он от рождения, или его патология приобретённая, можно обнаружить признаки слуха, пусть и очень слабые. Использование слухового аппарата поможет «взять их в работу». Это называется «слухопротезирование». Теперь у малыша начнёт развиваться слуховое восприятие и устная речь. Первая победа!

А дальше начинается самое главное и трудное: специальные занятия с ребёнком. Нет, сами по себе они вполне понятны и выполнимы. Трудность в том, что их нужно проводить регулярно, в течение длительного времени, невзирая на погоду, политическую ситуацию в стране и ваше настроение.

Вначале это будут игровые занятия: ребёнок учится произносить и воспринимать на слух названия любимых игрушек и простейших действий. Затем нужно начинать учить малыша чтению. Здесь есть своя специфика: слово, написанное крупно на табличке, воспринимается целостно, как картинка, и связывается в сознании с определённым образом.

Одновременно с чтением ребёнок учится писать. Нельзя пренебрегать и уроками слухового восприятия: аппарат, конечно, хорошо, но нужно научиться вслушиваться в окружающие звуки, анализировать их. Это поможет улучшить восприятие устной речи.

Теперь можно и нужно позаботиться о социализации. Не стоит слишком жалеть ребёнка, ограждать от общения со сверстниками, иначе ощущение собственной ущербности может породить массу комплексов. Ходите с крохой в театры, в музеи, на концерты. Рискните отдать его в какой-нибудь кружок или секцию. Практика показывает, что при правильном подходе глухие и слабослышащие дети могут активно общаться, заниматься музыкой, овладевать иностранными языками, танцевать и играть в театре.

И этим детям, и обществу, в котором они существуют – то есть, нам с вами – нужно твёрдо помнить: они – не хуже других. Они – лучшие, потому что смогли победить, потому что не сдались. Они заслужили это право – удивляться и радоваться жизни!

адаптация детей с нарушением слуха

VN:F [1.9.1_1087]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Читайте также:
Методика Масару Ибука
Играем в рифмы. Развитие фонематического слуха
Дети с ДЦП
Как воспитать юного музыканта