Если уж взрослые чего-то боятся и опасаются, то дети тем более. Но только дети способны бояться всего и сразу, со всей искренностью и размахом воображения. Считается, что детские страхи неизбежны и временами необходимы.  Где провести грань между нормой и патологией? И как правильно реагировать на страхи ребенка?

Что такое "детский страх" и откуда он появляется? Как помочь ребенку преодолеть свой страх?

Дети растут, и часто страхи растут с ними вместе. Чем активней расширяется их кругозор и больше развивается их фантазия, тем острее дети могут осознавать опасность, пусть даже надуманную. В то же время не стоит считать, что если ребенок не боится ничего, – то это хорошо. Такой «смелый» ребенок еще больше вызывает опасение за свою судьбу. Только внимательным родителям (а если надо, и врачам) под силу увидеть грань между нормальным «охранным» и патологическим страхами.  Любые страхи мешают детям, в прямом и переносном смысле. Они терзают его душу, могут вызвать невротические расстройства, и ребенок попадет в психологическую изоляцию, выбраться из которой без посторонней помощи будет трудно. Подобные проблемы тормозят развитие психики и мешают адекватному восприятию мира.  В таком случае ребенок не в состоянии раскрыть заложенный в него интеллектуальный потенциал, проявить таланты и реализовать себя. Более того, страх блокирует открытое проявление эмоций, что ведет к появлению комплексов уже в подростковом возрасте, когда обостряется конфликт между разумом и чувствами. Хотя дети быстро забывают о душевных ранах и переживаниях, это вовсе не означает, что их больше нет. Переживания и страхи уходят глубже в подсознание и продолжают там жить в тени.  Весь этот «шлейф» страхов незаметно формирует механизмы поведения, которые остаются с нами на протяжении жизни и таким образом влияют на поступки, мысли.  Поэтому Юнг называл детские страхи и травмы причинами взрослых неудач.

Откуда берутся страхи?

Как показывает практика, причиной большинства детских страхов являются сами родители. Что проще всего сказать ребенку, чтобы он послушался? «Ешь давай, а то бабайка  тебя заберет!» – или другие похожие слова. Так и получается искажение детского сознания Бабой-Ягой и прочей нежитью. Сюда можно отнести и страх несоответствия кому-то («Вон папа аккуратно есть, а ты нет») и страх потери или лишения («Не уберешь игрушки, не пойдем гулять»). Часто поведение взрослых служит толчком для негативных фантазий ребенка. Что же ему думать, когда на вопрос «Почему нельзя туда ходить?» слышат «Потому что» или лаконичное «Нельзя и всё»?

Еще одним поводом для беспокойных фантазий может быть информационная пресыщенность. Поэтому следите, что ваши дети смотрят по телевизору, и какие сказки читают. Пусть будет в них меньше драматизма – у детей все одушевленно и эмоционально, всё ими воспринимается всерьез.

Наиболее легкие для коррекции являются внушенные страхи – произошел случай, который испугал ребенка (к примеру, собака укусила).  Бывает, в подобных ситуациях у ребенка страх перерастает в стойкий, но не столь заметный  окружающим. Будьте внимательны к детям! Ни один страх не проходит бесследно. В наших силах уменьшить его влияние на будущее ребенка.

VN:F [1.9.1_1087]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
Читайте также:
Малыш и мобильный телефон
«Не бойся, малыш!» или справляемся с детскими страхами. Часть 2
Как победить детские страхи?
Как бороться с детскими страхами?
Ошибки заботливых родителей (часть 2)